Философия Проекта

Лучше видеть глазами, нежели бродить душею...Книга Екклесиаста или Проповедника. (Библия)

суббота, 18 июня 2011 г.

Остров на границе

Нам пора было дальше в путь. Осталось решиться вытащить якорь, выйти на открытую воду и поднять паруса. Яхта стояла в бухте Панго Панго над которой нависали покрытые влажным зелёным лесом горы, выше которых хмуро проплывали серые тучи. Чувствовалось, что где то недалеко от этих мест начинается граница.
Мы долго двигались на запад. Вначале по Атлантическому океану, затем по Тихому. Мимо разных стран, обитаемых и необитаемых островов. И вот, приблизились к дальней границе мира, к тому месту, где заканчивался запад и начинался восток. Суровые волны океана с грохотом бьются о скалы Островов Мореплавателей. Ветер колышет влажный зелёный лес. А из туч, проплывающих над горами, тянутся длинные серые полосы до самой земли.
 Это падает дождь. Здесь до сих пор правят вожди. А государства устроены по принципу первобытно общинного строя. Люди вместо алкоголя пьют какую то жидкость, от которой немеет язык. А в заброшенной долине на берегу моря стоит каменный крест в память о 14 членах экипажа экспедиции Лаперуза убитых и съеденных каннибалами. Мы спустились с гор через джунгли в эту долину, стояли у креста и смотрели на то место где когда то стояли два судна «Буссоль» и «Астролябия», на которых Лаперуз со своей командой отправился дальше и пересёк границу запада и востока. Больше их никто никогда не видел.
 Мы рассматривали маленькие бронзовые таблички, прикреплённые к основанию креста французскими моряками. По традиции каждый французский военный корабль, проходящий эти места, бросает якорь, и команда устанавливает табличку. И судя по всему, эти корабли заходят сюда крайне редко. Раз в 30 лет. Мы вернулись на яхту и начали готовиться к отплытию. Морская лоция сообщала что приближается время чудес, от которых стоит держаться подальше. Температура океана в этих местах достигла 28 градусов. Это означало, что пришло время вращающихся тропических штормов, существующих за счёт энергии тепла воды. Они гигантскими воздушными водоворотами разгоняются по океану, сметая всё на своём пути. Никто не знает почему они возникают. Точнее никто не может объяснить, почему происходит внезапное падение атмосферного давления, в результате чего возникает этот шторм. А раз никто этого объяснить не может, значит это является чудом. И вот теперь всё говорило о том, что наступает их время. Ветра стихли. На небе повисли тёмные тучи, обрушивающие на поверхность океана и окружающие острова тяжёлые дожди. Они тёмной стеной проплывали над нами и уходили куда то к границе. Туда, где заканчивался запад.
Навигационная карта подсказывала что нам нужно двигаться на север. Туда, где нет тропических штормов, в те воды, где находится необитаемый архипелаг Феникс, разбросанный маленькими островами по поверхности океана. По слухам на одном из этих островов жили люди. Около 30 человек. И там находилась якорная стоянка.
И вот в один из сумрачных дней мы подняли якорь и вышли в открытый океан. Обогнув Острова Мореплавателей с востока, взяли курс на север. Яхта двигалась боком к ветру, день и ночь отмеряя морские мили и через две недели пути над нами появилось синее небо. Ещё через 5 дней отметив позицию на карте, понял, что в любой момент можем увидеть землю. Когда расчёты показали что до земли остаётся 10 морских миль, я начал внимательно вглядываться в океан. Спустя час среди волн появилась маленькая полоска, вертикально торчащая над водой. Это была одинокая пальма у восточного мыса атолла Кантон. Вход в лагуну находился у затопленного старого корабля до сих пор возвышающегося боевыми рубками над поверхностью прибоя. Мы медленно приближались. Пахло сухой листвой и опалённой солнцем коралловой пылью. Показался канал. Яхта с попутным течением устремилась внутрь лагуны. Берега понеслись с неожиданной быстротой. Скорее всего, течение в канале было очень сильным. Показался старый причал. Изменив курс, мы вышли из полосы несущейся воды и бросили якорь. Приближался вечер. Мы облегчённо сели на кокпит. Перед нами простиралась полоса неведомой земли. А мир, который мы знали, давно исчез за просторами океана и утонул в вечерней мгле, как будто его и не было никогда. Наступила ночь. На поверхности лагуны появился блуждающий огонь. Это оказалась лодка с двумя людьми. От них мы с удивлением узнали, что время на атолле Кантон отличается на целый день и поэтому не соответствует дате нашего календаря. Сегодня оказалась ночь католического и протестантского Рождества. И поэтому местные жители восприняли наше прибытие как добрый знак. Тем более последний раз парус показался в этих водах год назад. И мы были первыми людьми из внешнего мира за это время. Была ночь. Нас посадили в лодку и, высвечивая фонариком, коралловые отмели лагуны, повезли в посёлок. Вскоре лодка ткнулась носом в белый песок, освещённый светом Луны. Пахло дымом очагов и ночных цветов. Все жители острова собрались в здании с большой крышей и колоннами по периметру. Нас посадили на почётное место и принесли еды. Мы медленно ели украдкой посматривая на людей, сидящих напротив нас на циновках. В центр круга вышли дети и начали танцевать. Потом начали петь песни на неизвестном для нас языке. Затем глава каждой семьи встал и сказал нам приветственное слово. Наступила наша очередь. Я встал и сказал кто мы такие и куда идём. Нам объяснили, что сегодня христианский праздник. Поэтому в честь нашего прибытия решено устроить праздник завтра. Анжелика попросила перенести на один день, потому что мы устали в пути.
Через два дня за нами приехала лодка. Нас привезли в посёлок и снова посадили на почётном месте. Перед нами поставили много вкусной еды. Ради такого случая местные жители зарезали свинью и наловили много омаров. Мы ели и слушали как женщины поют для нас песни. Затем мужчины по очереди встали и поприветствовали нас. Я встал и поблагодарил за приём и вкусную еду и сказал, что мы будем находиться в их земле несколько месяцев. Людям понравилось что мы решили пробыть здесь достаточно долго. Две девушки подростка подошли и надели нам на шеи ожерелья из ракушек с украшением, выплетенном в форме звезды. Вечером вернулись на яхту. Анжелика пошла спать, а я сидел на кокпите и задумчиво вертел в руках подарок жителей Кантона. Он был похож на орден за дальнее странствие, выданный где то в середине мира. Я думал о том что когда то отправился в путь чтобы понять суть вещей. И вот теперь, где то у границы запада и востока взираю на узкую кайму земли, со всех сторон окружённую океаном. Наступила ночь. Появились звёзды. Стал отчётливо виден Южный Крест, показывая что мы находимся очень далеко. Посмотрел на север, пытаясь отыскать Полярную Звезду. Но её не было. Страна, где я родился, не только исчезла за горизонтами океанов, её следы нельзя обнаружить даже на небе.
Дул свежий бриз, покачивая яхту на небольших волнах. Звёздный свет освещал воду лагуны и окружающий берег. И я неожиданно понял что находится за пределами Вселенной. Ответ давно был в Библии. Почему то я его раньше не видел. Достал Библию и на первой странице прочёл ответ: За пределами Вселенной находится вода. Я снова посмотрел на звезды, но уже с другим чувством. Теперь я знал дальний предел человеческого познания. Он находился на границе воды.
На следующий день по дороге из посёлка в направлении нашей якорной стоянки потянулись повозки. Местные жители перевезли свои вещи и поселились жить напротив нас. И жили так целый месяц. Слухи о малочисленности жителей острова подтвердились. Их было около 35 человек, включая детей. Но, несмотря на малочисленность, существовали католическая и протестантская общины и каждое воскресенье регулярно справлялись церковные службы. Т.к. службы проходили в разное время, мы присутствовали на обеих. Через месяц жители вернулись в посёлок, который находился в трёх километрах. Остались только две семьи на случай если нам понадобится какая то помощь.
Атолл Кантон оказался узкой полосой коралловой земли, вытянутой по кругу на 25 км. Из океана внутрь лагуны вело два узких прохода. Один был наполовину заблокирован коралловыми рифами, другой являлся прорытым во время Второй Мировой Войны каналом для захода военных кораблей. Оказалось, что затерянный в океане коралловый атолл хранил в себе новую историю этого мира. Его открыл китобойный парусник «Кантон», который разбился на внешних рифах. В 1937 году этот клочок земли стал главным промежуточным пунктом воздушного торгового пути между Америкой и Австралией. На Кантоне была расчищена часть лагуны для посадки и дозаправки гидропланов. Построены гостиница и дома для лётчиков и пассажиров. Теперь всё пришло в запустение. Дома рассыпались кроме одного. Автомобили 30х годов зарастают кустарником а деревянные посадочные вешки до сих пор возвышаются рядами над поверхностью лагуны. Как ни странно, война коснулась и этих мест. По периметру острова до сих пор возвышаются бетонные фундаменты для тяжёлых орудий, а вдоль берега валяются стреляные гильзы и целые патроны. Прошло много лет. Патроны прогнили на солнце и легко переламываются руками. Но порох в них до сих пор горит.
В лагуне оказалось много рыбы и черепах. В начале мы опасались её ловить, зная что в тропических водах многие виды рыб отравлены ядом кораллов. Но выяснилось что на Кантоне она вся пригодна в пищу.
Время шло достаточно быстро. Не было ни радио, ни газет. Местные жители готовили еду на кострах. Иногда мы собирали ракушки, проходя мимо обломков самолётов, лежащих в кустах на берегу у линии прибоя, на границе между западом и востоком. Кантон ещё находится на западе, но время на нём течёт как на востоке, а именно отличается на целые сутки. Поэтому новый день и новый год эта земля встречает одна из первых.
Постепенно мне начала открываться иная логика сути вещей. Согласно её выходило что человеческий мир очень стар. Если сей час на земле живёт около 6 миллиардов человек, каждый из них в течении дня проживает свой день. Это значит, что за то время когда Солнце встаёт на востоке и садится на западе, на земле проходит 6 миллиардов человеческих дней или более 18 миллионов человеческих лет. Поэтому те, кто утверждают, что Бог сотворил мир за 6 человеческих дней, должны ответить на один вопрос: время кого именно из людей нужно принять за точку отсчёта. Ведь только на четвёртый день творения были созданы Луна, Солнце и звёзды, определяющие длину дня человеческого. Мир был сотворён за шесть Божественных дней. А каково это время человеку понять не по силам.
Началась весна. На юге сезон ураганов пошёл на убыль. Мы начали готовиться в путь. Местные жители собрались на прощальный праздник. Принесли много еды и даже поймали черепаху. Испекли хлеба в дорогу и дали все, что нам необходимо. Мужчины встали по очереди и сказали прощальные слова. И в них нашлось хорошее в наш адрес. Мы тоже встали и попрощались. Всем было грустно. У некоторых на глазах появились слёзы.
На следующий день подняли якорь и вышли в открытый океан. Свежий попутный ветер надул наши старые паруса и спустя немного времени остров Кантон исчез среди волн за линией горизонта. Я закрепил руль, настраивая курс яхты куда то далеко, к неведомым землям. Мир велик. Путь долог. Время не ждёт.