Советский географический словарь 1988 года сообщает о Микронезии в несколько строк, называя остров на который мы пришли Кусайс, иностранцы произносят Косрае, а местные Кошае. Я думаю что местные произносят правильнее. Второе официальное название острова, выбитое на номерных знаках машин «Остров спящей женщины».
Действительно если посмотреть на очертания гор можно увидеть распущенные волосы, тонкий профиль вздыбленные в небо груди, сложенные на животе руки и раскинутые в стороны ноги. Легенда говорит что прекрасная девушка играла с дельфином, привела его в бухту и заснула или умерла. Посей день местные мужчины предпочитают любоваться «спящей женщиной» рассуждая о ее настроении, ее прекрасной груди и прочих интимностях, вызывая заслуженную ревность своих жен. Старики говорят, что с незапамятных времен только в одном месте далеко в горах можно раздобыть глину для покраски каноэ в красный цвет. На островке Лелу, напоминающем форму дельфина сохранились руины резиденции королей построенной в 14 веке. Король (Токосра) и его 20 главенствующих лордов (Мветлиум) жили на Лелу и имели во владении все земли. 50 лордов низшей ступени (Мветсуксук) жили на главном острове вместе с народом (Мветстрисрик) который исчислялся 7000 человек. Землей низшие лорды не владели, а обладали лишь властью, контролировали работы, определяли стоимость раковин являющихся денежной единицей. Архитектурный ансамбль королевского дворца созвучен по строению с известными руинами дворца «Нан Мадол» расположенными в 300 милях от Кошае на острове Помпей. Несмотря на то что время сильно разрушило древнее строение, его масштабы и величие поразили нас. В последние 150 лет несколько немецких и японских археологических экспедиций пытались расчистить и восстановить план дворца. Некоторые фрагменты дворца сохранили высоту стен сложенных из пирамидальных базальтовых колонн на 6 метров. Сохранились каналы для каноэ, доставляющих на королевский остров базальтовые блоки и провизию. До сих пор остается загадкой кто создал эти дворцы. Прекрасно сохранилась улица, выложенная из плоских кораллов ведущая к ритуальной площади. Площадь в 40 метров состоит их хорошо подогнанных базальтовых камней, над которыми возвышается плоский базальтовый камень размером с обеденный стол. Во время кава – церемоний на этот камень усаживали девственницу. Два крепких парня над ее головой выкручивали раздробленные корни кавы. Мутная жидкость выдавленная из корней кавы текла по волосам девушки обнаженному телу и собиралась в небольшое углубление на краю камня. Из углубления скорлупой кокосового ореха ритуальный напиток зачерпывали и подносили королю. Ритуальный напиток называли «голосом бога» и через несколько часов церемонии неподвижно сидящий король начинал вещать приближенным «послание богов». По окончании церемонии король забирал девственность девушки. Кава до сих пор в большинстве тихоокеанских островов является ритуальным напитком. Но кава- церемонии уже не столь экзотичны. На Кошае, единственном пожалуй тихоокеанском острове каве предпочитают алкоголь. Миссионеры, прибывшие на остров в 1825 году принесли христианство и провозгласили каву не богоугодным напитком, а вот алкоголь принесенный китобоями укоренился на острове, и потребляют его много, до состояния «лицом в салат», кроме одного для в неделю – воскресенье. Этот день посвящают Богу. Этот день островитяне проводят в церкви. Почти все мужчины и женщины поют в церковном хоре. В период до моторных парусных путешествий китобои при попутных ветрах заходили в бухту Лелу и на 3 месяца оказывались в ловушке. Потому что период с января по март называют сезоном высоких волн. Волны достигают 4-5 метров. За ритуальной площадью строго симметрично с двух сторон располагались четыре пирамиды в которых хоронили королей. Две из них хорошо сохранились, а дальние поглотил дождевой лес. Каждая пирамида была обнесена каменной стеной, а за ней второй на порядок выше, снаружи пирамиды походили на холмы сложенные из кораллов и базальта. Внутренняя часть пирамиды представляла собой большое прямоугольного отверстие с идеально подогнанными, например поленницы базальтовыми колоннами призматической формы. Умершего короля заворачивали в тонкий цветной панданусовый мат предназначенный для погребальных церемоний и опускали в углубление внутри пирамиды, до определенного времени. До сих пор многие народы тихого океана сохранили традиции плетения различных панданусовых матов: свадебный, вдовий, девичий, погребальный. На Тонга, небольшой плетеный мат, обернутый вокруг пояса является обязательной школьной униформой, а в церковь мужчины и женщины одевают поверх черных одежд большой мат, поднимающийся под самую грудь и опускающийся до щиколоток. Женщины опоясываются красным шарфом, а мужчины ажурным изящным плетением с раковинами на кончиках тесемок. Но вернусь к королям Лелу дворца. На вышеописанном погребальный ритуал не заканчивался. Через определенное время когда плоть сгнивала или иссыхала, не знаю точно, кости изымались из пирамиды и на каноэ отвозились на край рифа к месту называемом «голубая дыра». О голубых дырах в разных частях света написано много невероятных историй. Жители острова Кошае верили в то что « голубая дыра» затягивает и уносит к центру земли для встречи с богами или предками умерших королей острова Лелу. На многих островах Микронезии до сих пор сохранились династии королей. Но на острове Кошае в 1957 году король женившись на американке, и прожив некоторое время в Бостоне, решил завершить королевскую династию, провозгласив себя последним королем. Королевская власть закончилась на Кошае, но наследники потерявшие титулы остались. Они, как и отпрыски 20 верховных лордов продолжают населять аристократический островок Лелу. Теперь они простые рыбаки, учителя, фермеры. Несмотря что на то, что США серьезно помогают Микронезии, вливая более 60 процентов всего денежного оборота страны в виде дотаций, островитяне ведут довольно простой и скромный образ жизни. Дома без изысков, без мебели, на панданусовом мате спят вповалку под дверью. Готовят на керосине или открытом огне. Единственно что сильно контрастирует, создавая впечатление благополучной бесхозяйственности, это обилие очень хороших машин. Почти у каждого дома от 3-6 почти новеньких, но стоящих на приколе машин. Мне даже подумалось, что островитяне проткнув колесо не затрудняют себя его заменой, а просто покупают новую машину. На самом деле все оказалось немного иначе. Машины в основном привозят из Японии и хороший джип или микроавтобус 3 летней старости обходиться в 2-3 тысячи долларов, а вот доставка запчастей иногда превышает стоимость новой машины. Поэтому у каждого дома со временем накапливается небольшой автопарк.
Комментариев нет:
Отправить комментарий