|
мечеть Омар Али Сайфудден |
В начале августа у школьных учителей наступили каникулы, и они отправились путешествовать: часть из них погрузилась на яхту Бери и поплыла на Филиппины, другие улетели в Англию, Австралию и в Таиланд. Таким образом, мы стали обладателями машины на несколько дней. В Брунее плохо развит общественный транспорт, и этот шанс мы решили не упустить, посетить все возможные музеи, мечети и забраться в самую глубь страны.
В Брунее из-за низкой плотности населения складывается впечатление, что все построили, организовали и разъехались; бесплатные музеи с удивительными экспонатами открыли, а туристов не пригласили.
Так, в окружении лишь смотрительниц музея мы посетили «Хранилище коллекции королевских регалий» - увидели королевскую колесницу, золотое и серебряное церемониальное оружие, инкрустированную драгоценными камнями корону для коронации, копию трона султана, тоже из золота, но меньших размеров. Посетили мечеть Хассанала Болкиаха, купол которой покрыт 24-карат золотом, и увидели самой большой в мире скульптурный комплекс из мрамора. В Музее Брунея рассматривали не только старинные экземпляры Корана из Индии, Ирана, Египта и Турции – шедевры каллиграфии, коллекцию оружия, многочисленные украшения с причудливым орнаментом, раритеты: турецкий сапог с компасом, вделанным в носок, полный набор кольчужных доспехов и усыпанную бриллиантами рукоятку плети времен Великих Моголов, не встретив ни одного туриста, мы пересеклись с принцем, племянником султана. На его 750 BMW вместо номеров было вязью написано «Принц» но это не очень бросалось в глаза, как и сам принц, похожий на обычного офисного работника, и мы обратили на него внимание, только из–за оказываемых почестей. Проехав по автостраде через всю страну, мимо отелей и дворцов, пересекли две невидимых границы штатов и свернули с главной трассы на дорогу, уходящую вглубь страны, в земли, принадлежащие самому воинственному народу Калимантана, который называли «охотники за головами» - даяки. Много страшных историй поведано о даяках.
|
"Длинный дом" |
«Даяк» по-малайски — язычник, анимист, эта этническая группа объединяет многочисленные населяющие Калимантан народы, насчитывающие несколько миллионов: Ибаны, кайяны, моданги, сегаи, тринги, инихинги, лонгваи, лонгхаты, отнадомы, сераи, мардахики, улу-айеры…-
«морские даяки» и до сих пор в их селения можно добраться лишь по рекам на лодке; многочисленные мелкие
«даяки суши» — санггау, секадау, селакау, рибун, мандак, деса… и к ним мы и отправились в гости. Особая группа цыган — бродячие собиратели-охотники — пунаны, букитаны, басаны. Испокон веков они живут в глубине острова Борнео. В середине 19 века султан Борнео обратился к Джеймсу Бруку, «Белому радже» за помощью в истреблении воинствующих племен даяков. Джемс Брук захватил в плен вождей самых сильных племен, и казнил непокорных, играя на межплеменных противоречиях, истребил огромное количество даяков, подчинил более слабых, пообещавших прекратить «охоту за головами». Но спустя 100 лет после этих событий, во время 2 Мировой войны несколько отрядов японцев ушедших один за другим в земли даяков так и пропали без вести, говорят, редкие прецеденты случаются и в наши дни. Селения даяков весьма своеобразны: деревня стоит под одной крышей, на сваях выстроен один единственный длинный дом, в котором живет весь клан. «Логн Хауз» (ламин, ботанг) могут населять до 20 семей и его длина достигает около 200 метров. Головами побежденных врагов даяки украшали свое жилище, подвешивая их под потолком. Кровожадность «охотников за головами» была связана с мистическими представлениями о голове врага, как об особом источнике жизненной силы. Такие трофеи приносили в племя плодородие земли, обилие рыб и плодовитость женщин. Говорят что до недавнего времени, мужчиной мог называться лишь юноша принесший кровоточащую голову побежденного врага. Его подвиг запечатлелся татуировкой на шее, и с этого момента юноша мог выбирать жену. Татуировки на теле даяка рассказывали о его подвигах и путешествиях совершенных в разные селения своих соплеменников. В районе Лаби, куда мы держали путь остались последние три «Длинных дома» лесных даяков, стоящих друг от друга в десятке километров. На пустынной дороге можно редко было встретить машину, обезьянки резвились прямо на асфальте, в последний момент прыгая в лесную чащу прямо из-под колес. Хотя других жилищ в этом районе не было, дорога была асфальтированная и последние 12 км. вела к единственному «Длинному дому», в котором оставались жить даяки. Дом был старый, обветшавший, в нем жило всего 50 даяков, и он выглядел полупустым. Зайдя внутрь, мы увидели просторное помещение длиной около 200 метров, без каких-либо перегородок, в начале которого с трудом можно разглядеть конец. Несколько человек отдыхали на циновках, девушка за ткацким станком создавала ткань с удивительными узорами, работа сложная и кропотливая, изготовление одного метра ткани занимает целый месяц. Сашу окружили обитатели «Длинного Дома» рассказывая о своем быте. Девушки аккуратно записали наши имена в книгу посетителей, и выписали чек на небольшую сумму. Саша остался с девушками, изучая технологию работы на ткацком станке, а я спустилась во двор, распахнув дверцы машины, вздремнула изнывая от жары. Открыла глаза от приветствия, похожего на писк, передо мной из ниоткуда материализовался странный старичок: войлочная шапка «пенечком», в руке клюка, а за спиной плетеный кузовок. Дедок был похож на нашего северного «лесовичка» собиравшего на болотах клюкву, но я не успела разглядеть лапотки на его ногах, как старичок улыбнувшись исчез. В доме он не появился и Саша его не встретил. Вернувшись в город, я заглянула в интернет и обнаружила, что мой «лесовичок» был никто иной как шаман: Мананг - личность особо почитаемая в племени. Он - главный целитель, и носит за спиной в плетеном кузовке особые камни, по которым определяет, какой дух вызвал болезнь и где находится похищенная душа больного. Шаман перемещается в мир злых духов, приказывая им вернуть украденное, если это не помогает, мананг призывает на помощь добрых духов. Даяки верят что у каждого человека несколько душ. Потомки «охотников за головами» с которыми мы встретились, уже не те кровожадные воины, и больше не охотятся за головами, а плетут корзины, ткут, и получают дотацию от государства, отчасти сохраняя традиции живя в «Длинных домах». Но раз я встретила шамана, значит есть и вождь, и есть тайны которые нам не раскрыли, хотя рассказали, что за пару лет до нашего визита передали в музей последние трофейные головы побежденных врагов.
|
мечеть Омар Али Сайфудден |
|
мечеть Омар Али Сайфудден |
|
мечеть Омар Али Сайфудден |
|
мечеть Омар Али Сайфудден |
|
мечеть Омар Али Сайфудден |
|
Саша спасает бабочку |
|
Бабочка решила погостить |
|
мечеть Хассанала Болкиаха |
|
мечеть Хассанала Болкиаха |
|
мечеть Хассанала Болкиаха |
Комментариев нет:
Отправить комментарий