Через пару минут лодка ткнулась в белый песок у причала «Красный коралл», с припиской (частная собственность) и, мы поднялись на террасу стоящую прямо на пляже. Зеленая лужайка, орхидей и огромный дом, углы пальмовой крыши которого почти касалась земли. Хельга принесла холодного пива и протянула блок сигарет и зажигалку - это подарок. Хельга и Ёхан не доработав 9 лет до положенного пенсионного возраста перебрались на Филиппины. Арендовали на 100 лет кусочек земли на берегу Сибуянского моря, купить иностранцу землю нельзя. Небольшой немецкой пенсии и сбережений хватило чтобы построить большой дом, причал, нанять 4 работников и хорошо жить. Несмотря на то, что наш приход был чистой импровизацией, через 10 минут нас пригласили в дом.
|
нож для петушиных боев |
Потолков в доме не было и поэтому кружевная крыша, собранная из тысяч пальмовых развернутых веером листов смотрелась удивительно красиво. Просторный зал упирался в бар, слева читальня с коллекцией бразильских аметистов, в правой части находился обеденный стол на 12 персон окруженный 12 бамбуковыми троно- креслами. Две хозяйские спальни и кухня в глубине. Второй этаж занимал просторный кабинет, ТВ - зал и гостевая комната как положено с собственной ванной. Обеденный стол длинною почти 4 метра был заставлен маленькими пластмассовыми коробочками, в каждой из которых находился отдельный вид колбасы, не помню, что я видела когда-либо стол сервированный одной колбасой, паштетами и тушенкой. 3 литровая банка немецких хрустящих маринованных огурчиков и кубик замороженного сливочного масла. При виде черного каравая порезанного ломтиками я прослезилась, поднеся лицу и глубоко вдохнула его запах, запах далекого дома. Я поцеловала его. Как давно я не была дома. Как соскучилась по девочке которая выросла за эти годы и превратилась в прекрасную барышню Алиноку. Короткие, длиною в 2 минуты по сателитному телефону из океана разговоры с ней давали столько солнечной энергии, что ее хватало на долгие дни и недели в бесконечном океане. Бессознательно поцеловав хлеб, я целовала моих любимых и далеких. Мы ели медленно наслаждаясь забытым вкусом похожей на русскую немецкую еду. Из всех народов мы стоим ближе к немцам, это я поняла за годы странствий. Нас каждый день приглашали в этот гостеприимный дом и помогали во всем. Выделили одного работника чтобы отвезти в город за покупками. Дали возможность пользоваться интернетом, кормили. Потихоньку мы приходили в себя после океана. Поход в деревню напротив которой мы бросили якорь принес новые впечатления. Филиппинцы жили в крошечных домиках, размером с двуспальную кровать. Поначалу я не могла поверить что такие крошечные домики строят для себя, а не для содержания кур или свиньи, но я обратила внимание еще в Тихом океане и на Карибах, что у народов теплых стран нет привычной нам культуры дома, они в них только спят. Филиппинцы изготавливают прекрасную мебель из бамбука и делают тонкие плетения, строят изящные лодки, но их дома просты, пусты и нее очень уютны. За покупками в небольшой городок Булан мы ездили на лодке с одним из работников Хельги, еще раз убедившись что в строительство лодки филиппинцы вкладывают больше любви и таланта чем в жилище. Мореходные качества лодок с балансирами очень высокие, а встроенные моторы даже в 5 лошадей очень мощные и на удивление дешевые в этой стране (180 $). Лодки покрашены яркой краской, и отдельные ее части различными цветами. Дно выдалбливают из цельного куска дерева, а борта и шпангоуты набирают из тончайшей фанеры. Все аккуратно подгоняют и шпаклюют. Причалив к берегу у городка Булан мы сразу оказались в гуще людей, такой концентрации людей я не видела даже на многолюдных улицах Панамы. Кроме огромного количества лодок вдоль пляжа стояли бесконечные приподнятые на опорах настилы на которых сушилась рыба, от крошечных с мизинчик до размером с ладошку. Две улицы вдоль и поперек вокруг рынка, и они запружены «драйсикалами» - мотоциклы и велосипеды с колясками господствуют тут, ногами по улицам никто не ходит, все передвигаются на этом очень странном транспорте. Проехав один раз на «бум-бум», в который я едва поместилась даже при моей не слишком крупной комплекции, ну может быть достаточно большом рюкзаке, привела меня к мысли, что это не самый удобный вид транспорта, и я предпочитаю ходить с рюкзаком даже по жаре пешком. И конечно же на большой скорости проносились по улицам знаменитые филиппинские «джипни» - колоритные автобусники сохранившие дизайн довоенных американских джипов. О них много и интересно писали другие авторы: про трущиеся коленки и перескакивающих с пассажира на пассажира блох, про пассажиров и багаж на крыше и на подножке, иного не только багаж или пассажиров, иногда можно увидеть и привязанную на крыше козочку, совершающую дальнее путешествие. Пассажиры вскакивают и спрыгивают на ходу, поэтому контролер сидящий на подножке заправляет веером между пальцев левой руки свернутые колбасками бумажные песо, чтобы в любой момент рассчитать пассажира. Не стану утверждать, что «джипни» сохранились со времен Второй Мировой Войны, доставшиеся филиппинцам от американцев, судя по их количеству и состоянию на Филиппинах сохранилась небольшая фабрика продолжающая выпускать модель довоенного дизайна. Качество изготовления нержавеющего корпуса не допускает мысли что они изготовлены кустарным способом как например те же трехколесники « бум-бум», где видна хоть и хорошая, но очевидно кустарная сварка. Итак «джипни», это общественный транспорт занимающий второе место после «трехколесников», за пределами столицы других легковых автомобилей практически нет. Они ярко и раскрашены и украшены всякими безделушками снаружи, но внутри все весьма лаконично. Например панамские автобусы, все также доставшиеся в наследство от американцев живописны как снаружи так и внутри. Водительская зона украшена огоньками, наклейками и лозунгами, статуэтками Божьей матери, крестиками, игрушками, вокруг зеркала повешены перья радужных цветов которые при движении колышутся как юбки танцовщицы. Рычаг коробки передачи, приспособление для хранения монет, веревочки соединенные со звоночком сообщающие о желании пассажира сойти это отдельная тема. И наконец музыка: громкая веселая позитивная, утверждающая что в жизни важна только любовь, так что «джипни» еще есть куда расти. Когда я впервые села в «джипни» поняла особенность этого транспорта. Я бы назвала это «технология посадки»: встаешь на ступеньку одной ногой вторую заносишь внутрь и, отталкиваясь от скользкого пола, покрытого нержавеющим листом, в согнутом состоянии проскальзываешь внутрь по салону, перехватывая поручни, занимаешь щель на лавке между пассажирами. Лавки мягкие, но покрыты клеенкой, что также помогает скольжению по салону. Окна узкие и низкие и пейзажем сильно не полюбоваться, но возникает удивительное ощущение единения со всеми кто сидит рядом. Хозяйка «Красного коралла» была строгой, дисциплинированной, щедрой и требовательной. Опоздание работника на 5 минут заканчивались «вызовом на ковер и головомойкой» но работы у них было не много, и чувствовали себя работники очень вольготно. Самым лучшим моментом рабочего дня был завтрак, когда все вместе садились за общий стол сервированный одной колбасой, и работники ели тосты намазывая вместо масла гусиный швейцарский паштет покрывая его несколькими слоями колбас и бекона. Хельга и Ёхан по мере возможности помогали всем, выделяя деньги на ремонт школы близлежащей деревни, на церковь, на строительство дороги, оплачивали медицинскую помощь всех членов семьи своих работников, а на содержании у каждого из них было 5 -7 едоков. На Рождество перед домом Хельги уже в 5 утра собиралось больше 300 детей, хотя до ближайшей деревни было несколько километров. Стоя под дождем дети всех возрастов пели рождественские песни и все получали подарки и сладости. От Хельги Саша узнал что на Филиппинах очень популярны петушиные бои. О петушиных боях рассказывал его дед, он очень любил петушиные бои, но после революции их запретили из-за жестокости зрелища. Дед Александра купил даже себе бойцового петуха, и тот забил всех окрестных петухов, поэтому курицы приносили яйца на двор Сухаревых. Вскоре соседи выдвинули ультиматум: или они сами прибьют петуха или путь это сделает хозяин. Эту историю Саша помнил с детства, поэтому окрыленный азартом отправился посмотреть петушиные бои в поселок Бутаг. Бои проводились по субботам в час дня. Он взял с собой 2 доллара чтобы сделать ставку. Проехав пол мили он лодке вышел на перекресток дорог у которых был построен кокпит – ринг для петушиных боев. Там уже собралась приличная толпа, но только из мужчин. Он протиснулся поближе к ограждению. Появление белого человека в маленькой деревне далеко в провинции вызвало некоторое волнение, но вскоре все успокоилось. Саша открыл камеру и приготовился снимать, но он еще не успел начать съемку выбирая ракурс, как один из петухов на ринге уже лежал мертвым. Саша осмотрелся с ужасом по сторонам не понимая что произошло, и кто, или что убило птицу за 30 секунд. В недоумении он выбрался из толпы обращаясь с вопросом по сторонам: « что произошло, почему он умер»? Саша ожидал полетов, взмахов крыльями, борьбы и потерянных перьев, даже может быть выклеванных глаз, но не стремительной смерти по непонятной причине. К нему подошел филиппинец, растянув завязку на льняном маленьком мешочке подвешенном на шее, аккуратно достал одно из 20 лезвий и положил его на ладонь. Острый как бритва, загнутый как коготь, длиною около 10 см. нож со специальным креплением для петушиной ноги заставил его содрогнуться. Такой нож опасен даже для человека. К филиппинцу поднесли петуха, и он с предельной осторожностью крепкой капроновой ниткой стал закреплять нож многократно оборачивая нитку вокруг ноги. Петух закусил клювом рубашку хозяина прижимаясь к нему пытаясь спрятать голову подмышку хозяина, словно ища защиты и прося пощады. Двумя пальцами филиппинец вытащил их другого мешочка аккуратные красные ноженки которые идеально накрыли нож, еще несколько оборотов ниткой для крепления ножен и страховочный оборот желтой изо лентой. В этот момент петух дернул ногой и если бы не ножны, то на руке мастера бы был бы серьезный порез. Хозяин перехватил петуха и пошел с ним на кокпит. Теперь камера была на взводе, и Саша вернулся к рингу. Петухов поднесли друг к другу натравливая и вызывая у них бойцовый дух, и снова разнесли по разным углам ринга. Держа на вытянутых руках, на безопасном от себя расстоянии сняли ножны с ножей и выставили петухов в центр. Публика ожила, принимались последние ставки. Начался бой. Два - три взмаха крыльями и снова один из петухов лежал в луже крови которую медленно впитывал песок. Следующий бой длился долго, более двух минут. Петухи перепрыгивали друг через друга и разбегались в разные углы не желая сражаться. Публика была недовольна, они хотели зрелища и получить свой выигрыш. Хозяева несколько раз отлавливали петухов и на вытянутых руках подносили друг к другу. Уставшие петухи вели себя вяло, этот длинный поединок закончился ничьей, оба остались живы и с позором были вынесены с ринга. Последний поединок который посмотрел Саша был стремительный и страшный, через 20 секунд хозяин подошел к проигравшему петуху и аккуратно надел на нож ножны, он поднял петуха за ноги и понес прочь, волоча головой по песку. Тонкая струйка крови тянулась за ними, петух еще был жив и иногда вздрагивал хлопая крыльями. Бои еще продолжались, но Саша уже шел к лодке, ошеломленный увиденным он не смог сделать ставку. Вернувшись к Хельге в дом повторял: « 30 секунд! Ножи 10 см! Очень жестокое зрелище!» Он очень надеялся, что в дореволюционной России петухи сражались по правилам, без ножей. Хороший бойцовый петух на Филиппинах стоит очень дорого больше средней месячной зарплаты, и было сложно поверить что такие маленькие, приятные и скромный люди наслаждаются зрелищем убийства. Впрочем, сколько куриц за жизнь съел каждый из нас? Мы много времени проводили в доме Хельги и Ёхана. По вечерам возвращаясь на яхту и наблюдали удивительные закаты солнца утекающего за горы, и на фоне красной как раскаленная лава воды сотни лодок странной конструкции выходящих на ловлю рыбы. Никогда прежде я не видела чтобы так интенсивно ловили рыбу. Ее ловили сетями и просто на леску днем и ночью, траля друг за другом одно тоже место. По ночам лодки освещенные яркими лампочками выстраивались в одну линию и дрейфовали по течению. Казалось что на противоположной стороне пролива зажигались огни на набережной большого
города.
Две недели в уютной бухте под покровительством Хельги и Ёхана пролетели незаметно. Мы были первой яхтой за 9 лет которая бросила якорь в этих местах, очень мало яхт приходят из на через пролив Бернандино. К нам в поселке привыкли и стали понемногу контактировать, но вот наступил момент когда подняв якорь и протрубив в горн прощальных три раза мы отправились дальше в путь, в глубину страны навстречу к новых местам. Теперь у нас был запас овощей, консервов, табака и 10 бутылок местного бренди который стоил 2 доллара за литр.
|
"джипни" |
|
дом Хельги и Ехана |
|
"банка" |
|
дом филиппинцев. поселок Бутаг |
|
рыба |
Комментариев нет:
Отправить комментарий